8 (8172) 70-85-88
8-911-540-84-93
Олово в чистом виде непригодно для изготовления металлических кованых изделий. Оно тугоплавкое и слишком ломкое для литья. Поэтому из олова всегда делали сплавы, добавляя в него другие металлы. Обычно олово сплавляют со свинцом (в пропорции 10:1) или медью (примерно 100:4). Такой сплав называют пьютером. Еще в средневековой Германии городские власти и гильдии установили определенные пропорции для компонентов пьютера. Власти тщательно следили за тем, чтобы производители оловянных сплавов соблюдали установленные стандарты. С этой целью была разработана специальная «пробная» система. То есть каждое изделие должно было быть промаркировано соответствующей стандарту «пробой». Первая такая директива была предписана германским гильдиям в 14 веке. Во Франции и Англии обязанность мастера ставить пробу на кованом изделия из пьютера была введена в конце 15 века. Однако археологические находки свидетельствуют о том, что поначалу эти директивы исполнялись нечасто, поскольку на посуде из пьютера, датируемой до 1550 года, пробы встречаются редко. Однако, со второй половины 16 века, когда начался расцвет производства кованых изделий из пьютера, все изделия обязательно имеют штамп пробы.
Изделия из пьютера отливаются в формах. Техники чеканки и гравировки к ним не применяются. Формы для простой посуды – тарелок, чаш, кувшинов – раньше делали из глины, смешанной с телячьим волосом, гипса, камня или сланца. С 16 века изделия из пьютера начали украшать декоративными рельефами, поэтому в качестве материалов для отливочных форм стили использовать латунь или медь. Рельеф наносили двумя различными способами. Мастер мог вырезать элементы трехмерного рельефа в медной форме зубилом. Или можно было вытравить рельеф едкой щелочью. Во втором случае рельеф получался менее глубоким, двухмерным и напоминал гравюру по дереву. Травление часто применяли в Нюрнберге в последней четверти 16 века. Крайне редко декоративные элементы вырезали прямо на поверхности пьютера.
Второй тип нанесения декоративных элементов на поверхность изделия из пьютера – это гравировка штихелем непосредственно поверхности изделия. Самые ценные экземпляры кованых изделий из пьютера с гравировкой относятся к позднему Готическому периоду, примерно 1500 г. В 16-17 веках гравировкой по пьютеру занимались цеховые мастера. А в 18 веке особой популярностью пользовалась гравировка девизов, лозунгов, имен, дат и раппортов. Гравировальные штрихи можно разделить на 3 типа: длинные линии, точки, плотно идущие друг за другом, и прямые линии, чередующиеся с длинными или короткими зигзагами. Последний тип штриха появился в 16 веке и был особенно популярен в 17-18 вв.
После отливки и обработки на токарном станке многие изделия из пьютера, в частности тарелки и блюда, подвергались ковке. Целью ковки было сделать поверхность изделия гладкой, ровной, и укрепить материал. Иногда изделия из пьютера, например, дверные и посудные ручки, носики и горлышки сосудов, украшались декоративными элементами из латуни. Но их редко покрывали позолотой, поскольку золото плохо «прилипает» к пьютеру. Да и сам пьютер – достаточно привлекательный на вид материал. По этой же причине изделия из пьютера редко красили.
Своеобразная инкрустация из пьютера была обнаружена археологами на лихтенгейнских пивных кружках, большинство из которых были произведены в 18-19 вв. в Нижней Франконии и Тюрингии. Они закреплены деревянными заклепками, а по бокам инкрустированы декоративным раппортом из листового пьютера. В начале 18 века пьютером иногда инкрустировали мебель. Известным мастером в инкрустации мебели пьютером был французский столяр-краснодеревщик Андре-Шарль Балле.