Ручное кузнечное оборудование для холодной ковки металла

Связаться с нами:

8 (8172) 70-85-88

8-911-540-84-93

Технологии декоративной обработки металла: эмалирование и золочение

Эмалирование

Люди давно уже используют эмали для украшения поверхности кованых изделий. Возможно, изначально эмалирование применяли вместо более дорогостоящей инкрустации металлических изделий драгоценными и полудрагоценными камнями. Однако, позже эмалирование стало самостоятельным полноценным искусством украшения металлов.

В то время как красочные покрытия на металлической поверхности недолговечны, эмаль обеспечивает кованое изделие стойким цветным декоративным покрытием. Искусство эмалирования достигло своего апогея в эпоху Возрождения. Тогда мастер воплощал изображение на металлической поверхности с помощью красочных эмалей, как художник рисует картину маслом на холсте. Конечно, эмали тоже имеют ограничения в применении, но с течением времени краски на холстах выцветают или темнеют, а эмаль никогда не потеряет цвет. Мировой истории известно, что далеко не у каждого мастера был талант в украшении декоративных кованых изделий эмалью. В основном эмалью покрывали ювелирные изделия, оружие и доспехи, конскую сбрую, и даже домашнюю утварь: рамы зеркал, подвесные вазы и пр. В Средние Века в Европе эмаль использовали для украшения как предметов быта, так и церковной утвари: ложек, чаш, кубков, рак для мощей, гробов, епископских патериц. С приходом эпохи Возрождения и появлением цветных эмалей практически все столовая посуда стала эмалироваться. Во Франции эмалированные панели использовались для украшения потолков и стен помещений в замках и усадьбах.

Вслед за изобретением бытовых и карманных часов в 16 веке, эмалирование стало одним из самых популярных способов украшения циферблатов и корпусов часов. А к 18 веку эмаль в Европе стала использоваться и для декорации элементов интерьера гостиных: табакерок, шкатулок для булавок и иголок, наперстков, коробок для зубочисток, баночек для хранения чая, подсвечников, флаконов для духов.

В Восточной Азии эмалью украшали вазы, сосуды для благовоний, заварочные чайники, доспехи и раздвижные двери.

Эмаль – это относительно мягкое тонкое стекло, смесь кварцевого песка, свинцового сурика и карбоната натрия или углекислого калия. Эта смесь подвергается высокотемпературной обработке, и в результате получается практически чистое стекло со слегка голубоватым или зеленоватым оттенком. Эта субстанция называется эмалевой фриттой.

Степень твердости фритты зависит от пропорций используемых в смеси компонентов. Эмаль считается твердой, если температура, необходимая для плавки компонентов, очень высокая. Чем тверже эмаль, тем лучше она противостоит разрушительному атмосферному воздействию. Мягкие эмали довольно быстро разрушаются от окисления. Для получения мягкой эмали не требуется высокотемпературная обработка эмалевой смеси, с ней легче работать. Но мягкая эмаль быстро изнашивается, особенно при постоянном трении.

Бесцветная фритта является основой для цветных эмалей. Красящими веществами для цветных эмалей являются окислы металлов, которые добавляют в расплавленную фритту. Блеск эмали также зависит от пропорциональности состава фритты и от правильной выдержки необходимой температуры в тигле в течение процесса плавки. Для получения различных цветов эмали изменяют пропорции компонентов фритты, а не объем применяемого оксида. Например, чтобы получить эмаль бирюзового цвета, медную чернь смешивают с большим количеством карбоната натрия. Таким же образом, для получения эмали желтовато-зеленого оттенка используется та же самая медная чернь, но с большим количеством свинцового сурика. На основе бесцветной фритты также получают матовую эмаль. Добавление оксида кальция придает фритте полупрозрачную матовость. Белую эмаль получают добавлением во фритту оловянной и арсинистой кислот, при этом количество кислоты влияет на плотность (непрозрачность) эмали.

Жидкую горячую тщательно размешанную эмаль обычно разливают на сляб (специальную плиту или пластину) в форме лепешек диаметром 10-13 см, и дают им затвердеть. Для использования эмали в качестве покрытия для металлических изделий, эмалевые лепешки растирают в тонкомолотый порошок. Затем получившийся порошок тщательно промывают дистиллированной водой. Металлическую поверхность подготавливают к нанесению покрытия: промывают погружением в кислоту, а затем в воду и просушивают в теплых дубовых опилках. Затем на поверхность металлического изделия наносят сырой эмалевый порошок, подсушивают перед печью, и лишь потом помещают в защищенное от пламени отделение муфельной печи, где под воздействием температуры эмалевый порошок плавится и пристает к металлу. Последний этап процесса эмалирования занимает всего несколько минут. Затем металлическое изделие, покрытое эмалью, вынимают из печи и дают ему остыть.

Технологии древних мастеров различаются в основном в способах приготовления металла для получения порошкообразной эмали.

Существует 2 основных метода нанесения эмалевого покрытия на металлическую поверхность:

  1. Выемочный метод - на металлической поверхности делают выемки, которые затем заполняют эмалью
  2. Перегородочный метод - к поверхности металлического изделия припаивают металлическую решетку, ячейки которой затем заполняются эмалью

Золочение

Золочение – это искусство украшения изделий из дерева, различных металлов и пластмасс, стекла и других материалов золотом или позолотой.

Среди древних людей было немало мастеров золотых дел, о чем, например, свидетельствуют позолоченные саркофаги фараонов и золоченая мебель из Древнего Египта. В Древнем Китае позолотой украшали деревянные и глиняные изделия, а также текстиль. Древние греки золотили не только изделия из дерева, камня и мрамора, но и металлические изделия, посредством золотой амальгамы, в которую при нагреве до кипения добавляли ртуть. Позже искусство золочения от греков перешло к римлянам. Дошедшие до наших дней позолоченные произведения искусства древности говорят о том, что раньше позолоту или золотую фольгу наносили на поверхности, предварительно обработанные мелом или мраморной пылью и животным клеем. Оклеивание предметов золотой фольгой – самый древний способ золочения.

В древности чеканное золото перебивали в фольгу (толщиной всего 0,00001 см) вручную, теперь используют и специальные станки. Сначала тонкую золотую ленту режут на квадратики и складывают стопкой, прокладывая листками пергамента. Стопку кладут на гладкую гранитную плиту и бьют по ней молотком.

Материалы для нанесения позолоты и технологии золочения могут быть различными, однако существует несколько базовых процедур общих для всех этих методов. Например, основу для нанесения позолоты предварительно обязательно тщательно грунтуют. В зависимости от типа материала, предназначенного для золочения, для грунтовки используют матовые краски, лаки или герметичные клеи. Металлы, легко подвергающиеся коррозии, грунтуют свинцовым суриком или железооксидным покрытием. Золотых дел мастер наносит узор карандашом, копиром, резцом или мелом на подготовленную и тщательно просушенную поверхность изделия. Чтобы позолота приклеилась к поверхности изделия, ее промазывают шлихтой (клеем). Вид применяемой шлихты зависит от типа материала, предназначенного для золочения, и от желаемой скорости ее высыхания.

Когда шлихта подсохнет и начнет прилипать к пальцам, можно наносить позолоту. Золотую фольгу удобно наносить на подготовленную поверхность с помощью папиросной бумаги и специальной кисточки, пальцами ведь ее не возьмешь – порвется. Фольга притягивается к поверхности изделия за счет электростатического заряда, который она получает при работе мастера кисточкой. Иногда золотобойщики используют для нанесения фольги специальные деревянные подушечки (23х15 см), оббитые фланелью и телячьей кожей. После нанесения золотой фольги изделие затирают тампоном из гигиенической ваты. Такая полировка придает позолоте особенный блеск. Также блеск золотому покрытию можно придать с помощью специального агатового лощила. Скашивание и деформацию золотой фольги сдвигом можно исправить с помощью кисточки.

Золотую фольгу можно протереть через специальное мелкоячеистое сито в порошок. Однако, золотая пудра очень дорогая , и ее практически всегда заменяют бронзовой. Сейчас используют, в основном, электрохимическое нанесение позолоты – с помощью электрического тока. Так золотят корпуса часов и электрические нагреватели, интегральные цепи микросхем и музыкальные инструменты, электрические контакты в точных приборах и детали искусственных спутников.