8 (8172) 70-85-88
8-911-540-84-93
Золото и серебро, также как и их природный или искусственный сплав (белое золото) широко применялись в Древней Греции и Италии для изготовления декоративных изделий, сосудов, стрел и оружия, монет и элементов инкрустации для изделий из других металлов.
Земли, прилежащие к Эгейскому морю, были богаты драгоценными металлами. Археологи обнаружили большое количество сокровищниц под развалинами доисторической Трои, которым не меньше 4 тысяч лет. Самый большой клад, найденный там, называется «Сокровищем Приама» и представляет собой огромную коллекцию ювелирных изделий и посуды из драгоценных металлов. Клад состоял из почти 9000 предметов — уникальные кубки из золота, сосуды, домашняя медная и бронзовая утварь, золотые диадемы, серебряные флаконы, бусины, цепи, пуговицы, застежки. Троянские вазы были довольно простыми, без орнамента, но слегка рифлеными. Многие из них были сделаны из цельного листового металла. Характерные ручки, своеобразные металлические петли, припаивались или приклепывались к корпусу вазы. Днища троянских ваз – круглые или остроконечные, иногда оснащенные отдельными манжетами, но чаще с выемкой снизу – с ножкой-ободком. Был среди «Сокровищ Приама» и один золотой сосуд необычной формы. Это был то ли кубок, то ли чаша, овальной формы с широкими краями с обоих концов и двумя витыми ручками посередине. Овальная форма сосуда напоминает шумерские традиции в изготовлении кухонной утвари. В Лувре хранится типичный образец золотых изделий Древней Греции – простая чаша с носиком. Греческие острова особо не изобиловали драгоценными металлами, а изделия из них, дошедшие до наших дней немногочисленные и довольно простые.
Персы были отличными кузнецами и ювелирами, начиная с династии Ахименитов (559-330 гг. до н.э.). К тому времени оно уже были знакомы с различными техниками обработки металлов: с чеканкой, гравировкой, литьем и инкрустацией. Золотые и серебряные статуэтки в Персии изготавливали с 5 века до н.э. К золотым и серебряным сосудам того времени относятся пиалы, конические кубки, вазы и чаши для напитков в форме головы какого-либо животного. Такая древнеперсидская посуда хранится вместе с другими «Сокровищами Оксуса» в Британском Музее и с «Сокровищами Сусы» в Лувре.
В парфянский период (247 г. до н.э.- 224 г. н.э.), на искусство работы с золотом и серебром в Персии большое влияние оказали эллинские традиции. Появились богато украшенные чаши и блюда. Пик расцвета древнеиранского кузнечного мастерства пришелся на период правления династии Сасанидов (224-651 гг.). Тогда золотых дел мастера уже умели выполнять всевозможные техники, многочисленные декоративные узоры и различные формы изделий. Преимущественно они изготавливали сосуды для питья (кубки и чашки с ручками), кувшины для умывания, овальные блюда, тарелки и чаши. Сцены баталий и застолий, а также изображения животных выполнялись в высоком рельефе. Элементы рельефа вырезали из цельного или листового серебра, а затем припаивали их к сосуду. В ювелирном деле с тех пор использовался перегородочный метод эмалирования.
Изделия из серебра периода раннего христианства носили ярко выраженный языческий характер: ничем не скрытая натуральная изящность, языческие орнаменты, использование в работе традиционных техник гравировки и чеканки. Даже содержание работ было классическим: эсквилинская свадебная шкатулка конца 4 века из сокровищниц Рима (Британский Музей) украшена языческими изображениями, и только надпись на ней указывает на то, что она была сделана для христианского бракосочетания. К немногочисленным изделиям того времени с явно христианским мотивом относятся маленькие римские наборы для специй из местечка Тапрейн, Шотландия (Королевский Шотландский Музей в Эдинбурге и Британский Музей) и крошечная дароносица из местечка Пола, Югославия (Искусствоведческий Музей в Вене).
Большая часть серебряных изделий конца периода раннего христианства была найдена на христианском востоке – в Сирии, Египте, на Кипре, в Малой Азии и России. В основном это церковная утварь: чаши и кубки для причащения, кадильницы, подсвечники, а также чаши и блюда, предположительно использовавшиеся для хранения просфоры (хлеба для причастия). Светскую утварь тоже украшали религиозными мотивами. Например, археологи нашли блюда с жизнеописанием царя Давида («Кипрские Сокровища» в Кипрском Музее в Никозии и в Музее Метрополитен). Как блюда, так и кубки еще украшали языческими мотивами, например, пара таких экспонатов хранится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.
Стиль статуй раннего христианства изменился, фигуры стали жестче, и более плоскими. Их характерной чертой были строго фронтальное положение и четкая симметрия. Техники чеканки и гравировки еще широко использовались, однако все чаще для выкладки абстрактных узоров и христианских символов мастера стали применять чернение по серебру. Проведенные исследования имперских контрольных штампов показали, что найденные серебряные изделия относятся к 6-7 веку. Достоверно неизвестно, какие византийские города были центрами кузнечного и ювелирного дела, однако можно предположить, что Константинополь был самым важным из них.
Из золотых изделий периода раннего христианства до наших дней дошли только ювелирные украшения. Среди них есть короны, венцы и кресты, переданные Католический Церкви коронованными покровителями. Самые изысканные из них толедские драгоценности, инкрустированные драгоценными камнями, крест Короля Агилулфа и пара книжных окладов Королевы Теодолинды. Последние инкрустированы в германском стиле жемчугом, гранатом, самоцветами и эмалью с золотым орнаментом. Инкрустированные золотые изделия Британии отличались особым изяществом. Об этом свидетельствуют драгоценности из кенотафа одного из королей восточных англов (7 в.), обнаруженного в местечке Суттон Гу, графства Суффолк. Кроме того, множество золотых и серебряных изделий производили мастера золотых дел ирландско-саксонской школы и кельтскими умельцами.
Использование золота и серебра в мусульманских землях было ограничено, поскольку его запрещал Коран. Несмотря на то, что этот запрет часто игнорировали, до наших дней практически ничего не дошло. Эти дорогостоящие изделия быстро уничтожали или расплавляли. Поэтому мусульманские ювелирные изделия раннего периода – крайняя редкость. Они представлены сейчас несколькими пряжками и браслетами династии Фатимидов и Монголов. В городе Герона, Испания, хранится серебряный сундук, а в Берлине – высокая серебряная кружка с крышкой, украшенная рельефным животным орнаментом (13 в.).