8 (8172) 70-85-88
8-911-540-84-93
Художественная работа по металлу применяется для изготовления бытовых и декоративных металлических предметов. Основные используемые металлы – медь, железо, серебро, бронза, свинец, золото и латунь. Самые ранние предметы быта, произведенные человеком, были сделаны из камня, дерева, кости и глины. Много позднее человек научился извлекать металлы из недр земли и ковать из них различные предметы. Сюда относятся сосуды для жидкостей, кухонная утварь, церемониальные и ритуальные предметы, элементы декора, архитектурные орнаменты, скульптуры, оружие и многое другое.
Основные приемы и техники художественной обработки металлов не изменились с древних времен и успешно применяются сегодня. До нас дошли такие приемы как: ручная ковка, литье, тиснение, чеканка, гравировка, инкрустация, эмалирование, нанесение позолоты.
Первоначально любая художественная обработка металлов производилась с помощью молота и наковальни. Сначала кузнец выковывал отдельные детали изделия, а затем соединял их заклепками либо скреплял с помощью твердых стержней (пайку мягким легкоплавким припоем изобрели позже). Кроме того, кованым медным пластинам придавали нужную форму и, соединив их медными заклепками, делали из них статуи. В Египетском Музее в Каире можно увидеть пример такой ручной работы – знаменитую статую египетского фараона Пепи I, выполненную в натуральную величину.
С 2500 года до н.э. два базовых метода обработки металлов – ручная ковка и литье – развивались бок о бок. Способ литья по выплавляемым восковым моделям применялся в Древнем Египте примерно до 2500 г. до н.э., при этом в Египет он пришел скоре всего из Шумерского государства. Лишь спустя много веков метод отливки статуй в формах со стержнями занял место примитивного и мучительного процесса заклёпывания. Но молот оставался основным инструментом создания произведений искусства из драгоценных металлов. Примером этому служат многочисленные работы из золота Древней Ассирии, Этрурии и Греции.
Тиснение – это способ нанесения рельефного орнамента с внутренней стороны металлического изделия. Сначала орнамент наносят на поверхность металла, затем раппорт прочерчивают копирным устройством, которое переносит рисунок на внутреннюю сторону поверхности металлической пластины. Пластину укладывают на асфальтобетонный камень "лицом" вниз, и элементы рельефа осаживают ударами молота. Затем пластину поворачивают "лицом" вверх, и осаждение молотом продолжается, но на этот раз элементов фона рельефа. Благодаря серии таких переворачиваний и осаждения молотом, и завершающему процессу чеканки, металл приобретает нужную форму и превращается в готовое изделие. Для тиснения существует 3 основных типа инструментов: копирное устройство, инструменты для нанесения выпуклого орнамента и инструменты для чеканки. Кроме того, есть еще специальный инструмент – пружинистый стержень, который используют для нанесения рельефа в недоступных другим инструментам местах. Рельефный орнамент можно также наносить на металл посредством механизированных систем. В таком случае пластичный лист металла вдавливают в специальные формы, прессуют между клише-формами или с помощью штампов. Все эти методы известны человечеству еще с древности.
Чеканка металлов выполняется с помощью молота и зубила. Зубила имеют различные формы и могут производить любой желаемый эффект – от глубокой печати до рельефа. Узор предварительно наносят на поверхность металла. Затем, чтобы получить выпуклый рельеф, мастер осаждает инструментами прилежащие области заднего фона. Чеканная работа нередко бывает похожа на тисненную, однако при тиснении металл осаждается инструментами с внутренней стороны на внешнюю. Кстати, сложную тисненую работу нередко завершают чеканкой, заканчивая рельеф с помощью зубил.
Гравировать значит вырезать линии. Гравировка выполняется с помощью резца, в основном вручную. Если рисунок высекать с помощью молота и резца, то этот процесс называется резьбой по металлу.
Узорная инкрустация пришла в Европу с востока от первых мастеров по золоту Дамаска. Инкрустация – это искусство вживления золотой нити (иногда серебряной или медной) в железную, стальную или бронзовую поверхность. На поверхности металла предварительно с помощью резца вырезают тонкие желобки для инкрустации. Затем золотую нить вживляют в желобки ударами молота.
Чернение – это инкрустация металлической поверхности чернью, сульфидом серебра или смесью сульфидов. Изобретателями-теоретиками по изготовлению и применению черни были Эраклиус и Теофилиус в 12 веке, и Бенвенуто Челлини в 16 веке. По их словам, для получения черни требуется сплавить вместе серебро, медь и свинец. Затем этот жидкий сплав смешивают с серой. Полученный продукт реакции (смесь сульфидов серебра, меди и свинца) растирают в порошок. Затем подготовленную для инкрустации металлическую, обычно серебряную поверхность (с прорезанными желобками рисунка) обрабатывают флюсом (веществом вызывающим плавление). После этого наносят порошок и сильно нагревают металл. Чернь плавится и заполняет желобки рисунка. Излишки черни соскребают, и поверхность готового изделия полируют.